Проверьте себя
Вы прочитали отрывок из романа Ивана Ефремова "Лезвие бритвы" - как всегда яркий, неожиданный, богатый приключениями и сюжетными линиями, а также философскими и научными размышлениями, поданными увлекательно и интересно.
Приведен эпизод, где молодой художник случайно становится свидителем магического индийского танца в исполнении прекрасной танцовщицы, в которую он сразу же влюбляется. На следующую ночь он опять видит ту же девушку в том же храме, но его ждет жестокое разочанование - девушка оказывается актрисой эротического кино. Дальше происходит тяжелая борьба с собой - со своей ревностью, со своими предрассудками... Но все же побеждает Любовь.
Несомненно, очень увлекательно следить за сложным развитием отношений молодых людей.
Но не менее увлекательно читать и описание места, где происходят эти события.
И все же Даярам стремился в Виндхья Прадеш, на реку Кен в Кхаджурахо, где орисский стиль на три столетия раньше, чем в Конараке, развился в особенно чистые, изящные, отточенно красивые скульптуры и постройки. Маленькая деревушка Санчи, близ Бхильвы, когда-то столица Восточной Мальвы, сохранила полусферический буддийский храм – ступу двухтысячелетней давности. Храм шестидесяти четырех йогиней в Бхерагхате. Бхархут, Гиараспур, на юго-запад от Кхаджурахо – все это посетил Даярам, прежде чем он пересек мутную речку Кхудар и подъехал на дряхлой машине к широкой, пыльной лесостепной равнине, где расположились тридцать храмов Кхаджурахо, построенных во времена могучих царей Чанделла.
Необъяснимое волнение охватило художника при виде высоких сикхар – башен над святилищами, собравшихся группами на фоне голубых столообразных гор в запыленном мареве горячего воздуха, плававшего над серой равниной. Храмы разных вер индуизма: шиваистские, вишнуистские, джайнские – стояли на высоких кирпичных платформах, то совсем рядом друг с другом, то разделенные зарослями кустарника и низкими деревьями. Пирамидальный храм Кандарья-Махадева, устремленный в небо ракетой, казался невероятно высоким, хотя поднимал венец своей разрезной башни – сикхары на высоту всего сорока метров. Глубоко врезанный геометрический узор на сикхаре под слепящим солнцем создавал впечатление движущейся, клубящейся массы черных и белых изломов.
Светло-желтый, солнечный песчаник, слагающий стены храма, остался нетронутым в углублениях и нишах, а все выступы почернели от прошедших десяти веков. Разница цвета камня не портила, а подчеркивала скульптурность здания. Три пояса скульптурных фигур около метра высотой были высечены на вертикальных выступах или столбах – трех широких и двух узких с каждой стороны фасада между балконами. Каждый пояс фигур разделялся горизонтальными выступами, спасавшими камень от непогоды.
Каждая скульптура, высеченная в высоком рельефе, была замечательным произведением искусства – персонажи божественных легенд, воины, мифические существа…
Действие, описанное в данном отрывке происходит в Кхаджурахо — это небольшая туристическая деревня вокруг храмов в Индии (шт. Мадхья-Прадеш).
Кхаджурахо известен во всем мире как комплекс храмов с эротическими скульптурами. Сохранилось около 20 храмов, крупнейший из которых Кандарья-Махадева.
Эротическая резьба, опоясывающая три группы храмов Каджурахо, внесенных в список всемирного наследия, - один из самых изящных образцов храмового искусства во всем мире.
И хотя эротические сюжеты составляют не более 10% скульптур, украшающих храмы, тем не менее отношение к храмам Каджурахо до сих пор остаётся довольно неоднозначным. Ряд радикальных религиозных деятелей даже требуют, чтобы эротические рельефы на их стенах были уничтожены.
Однако ныне эти храмы находятся под охраной ЮНЕСКО. И их даже периодически реставрируют.